Что такое вязкость? Стандарт SAE J300

Автор Сообщение
OEM-OIL
На форуме с 03.02.2015
Всего 1564 сообщения

Одними из основных свойств моторного масла является его вязкость и зависимость вязкости от температуры (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом). Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300. Аббревиатура SAE расшифровывается как Societyof Automotive Engineers или по-русски Сообщество Автомобильных Инженеров. Это организация была создана в Америке в 1905 году на заре автомобилестроения. Её цель - систематизация знаний в автомобильной отрасли, разработка стандартов и регламентов. 

Первая версия стандарта SAE J300 была опубликована в июне 1911 года. Стандарт разделял масла по вязкости на пять классов. SAE10, SAE20, SAE30, SAE40, SAE50. Единицей измерения являлось время, которое требовалось маслу для преодоления под силой собственной тяжести определённого расстояния в стандартном капиллярном вискозиметре. Это время измерялось при одной температуре 210°F (100° C).

Первая версия стандарта выглядела следующим образом:

SAE10 ≤ 14 секунд

SAE20 от 15 до 24 секунд

SAE30 от 25 до 34 секунд

SAE40 от 35 до 44 секунд

SAE50 ≥ 45 секунд

Однако очень скоро спецификация была обновлена. В качествеединицы измерения начали использовать не секунды, а сантистоксы. 1 сСт = 1 мм²/с. Для простоты понимания значения вязкости нужно обратить внимание на то, что вязкость воды чуть более одно сантистокса, а точнее 1,011 сСт. В 1926 году был добавлен шестой класс SAE60 и вязкость начали измерять уже при двух температурах: 130 ° F (55 ° C) и 212 ° F (100 ° C).

Значительное изменение в стандарте произошло в 1952 году, когда был принят термин всесезонных масел. Для их обозначения была введена буква W, первая буква в слове Winter (зима). Масла для зимнего применения получили обозначение: SAE 10W,  SAE 15W, SAE20W, SAE 25W, SAE 30W.  Инженеры и потребители замечали, что одни и те же масла, с одинаковой вязкостью, например SAE 20W, но произведённые из нефтей разных месторождений показывают разные свойства при низких температурах. Для определения этих свойств был введён термин – индекс вязкости Viscosity Index (VI). Чем выше индекс вязкости, тем вязкость масла меньше зависит от перепада температур. С появлением полимерных модификаторов вязкости (viscosity index improvers) появилась возможность производить всесезонные масла, которые бы оставались жидкими при отрицательных температурах и при этом достаточно густыми при высоких температурах. Всесезонные масла начали обозначать, как SAE XW-XX, где X перед буквой W обозначает вязкость при низких температурах, а XX после буквы W обозначает вязкость при высоких температурах, например SAE 10W-30.  Причём не следует забывать, что величины 10 и 30 являются относительными обозначениями и не являются абсолютными значением температуры или вязкости.

Дальнейшее развитие стандарта SAE J300 пошло по пути классификации вязкости масла при высокой температуре и при высокой скорости сдвига слоёв масла друг относительно друга. Такой режим характерен, например, для масляной плёнки между неподвижной стекой цилиндра и движущимся поршневым кольцом. В стандарте SAE J300 Появился термин HTHS - High-Temperature High-Shear это вязкость масла при высокой температуре (150 °C) и высокой скорости сдвига 106 с-1. Измеряется HTHS в сантипаузах. 1 cP =1 mPa·s. Окончательно сформировался стандарт в привычном нам виде после введения понятий характеризующих покачивание масла по масляной системе двигателя при низкой температуре определяемое по методу MRV на миниротационном визкозиметре (Mini Rotary Viscometer) и характеристики вязкости масла при старте двигателя определяемой при помощи CCS симулятора холодного старта (Cold Cranking Simulator).

В настоящей момент действует редакция стандарта SAE J300 от января 2015 года. Она включает в себя шесть зимних классов масла SAE 0W,10W, 15W, 20W, 25W и девять летних классов SAE 8, 12, 16, 20, 30, два класса 40 с разными HTHS, 50 и 60. Внедрение последней редакции стандарта отражает последнии тенденции в двигателестроении по применению утра низко-вязких моторных масел. На сегодняшний день уже появились первые лицензированные масла с вязкостью 0W-16. Ожидается появление масел вязкостью 0W-8 и 0W-12.

  

Опубликовано: 14.03.2015, в 16:04
MasloFanat
На форуме с 22.03.2015
Всего 513 сообщений

Много слов написали непонятных А что такое вязкость не объяснили   Вязкость это свойство жидкости любой и газа кстати то же. Вязкость это способность оказывать сопротивление перемещению одной из частей жидкости относительно другой. Это можно описать как внутреннее трение. Кстати и антифриз и вода так же обладают вязкостью!

Опубликовано: 22.03.2015, в 13:19
 
Ответить
Для того, чтобы отвечать на сообщения, Вам необходимо авторизоваться.